Несвободное Падение

Проект для выставочного пространства НеНеМу (Не государственный Не русский Музей) Санкт Петербург, 03.06–04.06.2022

    Из всего многообразия скульптурных форм, порождённых человечеством за десять тысяч лет, российским чиновникам ближе всего оказалась форма бронзового пресс-папье конца 19 века, увеличенного до масштабов монументального памятника. Дело не только в том, что это пластически беззубое украшение лучше всего проходит через сито конкурсов и тендеров, и не в том, что, к сожалению, это, вероятно, самая консенсусная и не раздражающая форма для общественного российского пространства. И даже не в том, что вокруг неё не могут солидаризоваться никакие общественные силы. Важнее, что такой монумент, как огромный бронзовый сифон под раковиной осаживает все ситуативные и взаимоисключающие манипуляции с памятью, госмракобесие, придавая им вид осмысленности и единства. На этом фоне то, что Антонине Фатхуллиной удалось поставить в городе несколько своих скульптур с совершенно другой пластикой — и большое достижение, и огромная удача. Едва ли повторимая в нынешних условиях. А значит, ее вещам пока придётся ютиться в немногочисленных анклавах современного искусства. НеНеМу— один из них.

О фатхуллинской пластике хочется сказать отдельно. Нюансы ее родства с ленинградской модернистской школой пока толком не проговорены, но тем не менее, очевидны. Симун, Сморгон, Лазарев, Бровина, Цивин, может быть даже Виктор Данилов, с его вниманием к животному миру, достойно удобрили ту почву из которой растёт Антонина.

При всем этом у ее искусства есть важное отличие. Работая с фигуративной круглой скульптурой, любой автор становится заложником того самого культурного наследия и многообразия, о котором мы писали в начале. С этим архивом можно спорить, развивать, троллить, порицать, соревноваться, и, при этом, постоянно вертеться на его орбите. Антонина же пытается создать изображение, не фокусирующее и не конденсирующее обрывки дискурсов и смыслов. Ее сетчатые герои свободно пропускают сквозь себя свет, воздух, влагу, маскулинность, антропоцентричность, властные и имущественные отношения, не становясь их ретрансляторами. Иммунитет к идеологическим манипуляциям — важное на сегодняшний момент качество. Впрочем, сами фатхуллинские персонажи не до конца транспарентны и немы. Так, кажется, зависшая фигура падающего? обморочного? сдавшегося? убитого? претендует на комментарий к текущей повестке.

Александр Дашевский