Chrysalis/Куколка. Художник — скульптор Антонина Фатхуллина

Chrysalis/Куколка

Выставочный проект для  музея Набокова, 

Санкт Петербург 2024 год

«Сhrysalis» — это сайтспецифичный проект, расположившийся в «Зеленой гостиной», однажды уже ставшей свидетелем момента тихого затишья прошлого перед неминуемым новым. В ней, произведения скульптора не только перекликаются с энтомологическим увлечением В. Набокова, но и резонируют с главным вопросом, который он задает своим героям, о возможности метафизической смерти и бессмертии души.  

 Этот проект — образное размышление о феномене изменения и трансформации, начавшееся с эксперимента в собственной мастерской по выращиванию 6 видов живых бабочек. Наблюдая этот процесс, художник скрупулёзно фиксирует движение за движением, стараясь разгадать тайну метаморфозы — состояние куколки, или хризалис. В своих эскизах, на холсте, в видео, а затем и в скульптуре Антонина повторяет линии кокона, изучая его конструкцию и архитектуру, и предлагает зрителю представить вместе с ней, что же творится внутри.

Любая медийная личность, в том числе,  художник или писатель  имеет то, что в современном мире можно назвать хештегом, это та тема, сюжет, черта образа, то что отличает его от прочих и является визитной карточкой и ассоциируется  только с ним. Для Набокова  это в первую очередь шахматы, его увлечение, приведшее к написанию романа «Защита Лужина», и бабочки. Энтомология- была для Набокова не увлечением, а профессиональной работой. Он прошел путь от первого пойманного, в шесть лет, махаона, до работы в музее Гарварда (1941—1948) , опубликовал 19 научных статей и заметок по энтомологии и собрал 4323 экземпляра насекомых.

Музей В. В. Набокова СПбГУ расположенный на первом этаже дома, который принадлежал семье Набоковых, и в котором в 1899 году  родился будущий писатель,  обладает своей уникальной историей, энергетикой и антикварным убранством, и не использовать это было бы не разумно, Антонина интегрирует скульптуры в сами «стены» Музея (старинную лепнину, резные двери, даже потертости зала добавляют изюминку экспозиции). Если в пространстве whitecube художник может находится один на один со своими работами, то в пространстве которое само по себе представляет из себя Экспонат выставка или растворятся подавленная залом или вступает в симбиоз дополняя его. Выставка Антонины не отделяет себя от Музея, а становится, новым музейным экспонатом, дающим большее представление о Музее, в целом.


«И в то же мгновение щелкнуло что-то — тонкий звук, — как будто лопнула натянутая резина. Слепцов открыл глаза и увидел: в бисквитной коробке торчит порванный кокон, а по стене, над столом, быстро ползет вверх черное сморщенное существо величиной с мышь. Оно остановилось, вцепившись шестью черными мохнатыми лапками в стену, и стало странно трепетать. Оно вылупилось оттого, что изнемогающий от горя человек перенес жестяную коробку к себе, в теплую комнату, оно вырвалось оттого, что сквозь тугой шелк кокона проникло тепло, оно так долго ожидало этого, так напряженно набиралось сил и вот теперь, вырвавшись, медленно и чудесно росло. Медленно разворачивались смятые лоскутки, бархатные бахромки; крепли, наливаясь воздухом, веерные жилы. Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо»

В. Набоков «Рождество»,  1929